«Жан-Поль Бельмондо: бокс научил его не сдаваться»
Оправившись после инсульта, знаменитый французский актер признался: «К жизни меня вернул бокс, я занимался и верил – еще чуть-чуть и победим».
– Какой ваш коронный удар? – спросили Бельмондо на творческом вечере в Петербурге шесть лет назад.
– Левый прямой! Он не раз меня выручал, - с улыбкой ответил Жан-Поль и задумался. На мгновение седовласый актер перенесся в далекое прошлое и снова ощутил себя мальчишкой.
…Удар, еще удар, юный Бельмондо, словно торнадо, обрушивается на соперника. Нокаут неизбежен и секундант противника выбрасывает полотенце. На занятия боксом худощавого паренька по имени Жан-Поль, жившего на окраине Парижа, вдохновил поединок за титул чемпиона мира в среднем весе между его соотечественником Марселем Серданом и американцем Тони Зэйлом. В третьем часу ночи Бельмондо прильнул к радиоприемнику и, затаив дыхание, слушал трансляцию боя из США. Как же он болел за Сердана! Схватка получилась напряженной, и надо было видеть ликование Жан-Поля, когда его кумир в одиннадцатом раунде одержал победу. В ту ночь переполненный радостью он так и не смог заснуть, а наутро отправился записываться в боксерскую секцию.
Его выбор пал на Авиа-клуб. «Он похож на логово. Скрипучая железная лестница, на каждом шагу грозящая обрушиться, ведет в большой зал с двумя допотопными рингами. Их ограничивают канаты, тоже старенькие, — вспоминает Бельмондо. – И запах, как войдешь, так и бьет тебя в нос. Смесь пота, сырости, с которой не справляется слабенькая печка, песка и ног. Душок столетнего спортивного зала, и надо иметь веский мотив, чтобы его вынести».
Жан-Полю повезло с наставником. Дюапен (так звали тренера) научил Бельмондо относиться к боксу как к искусству, привил дисциплину, а главное – направил его бешеную энергию в нужное русло. На ринге Жан-Поль был проворен и ловок. Он участвовал в любительских чемпионатах и даже стал чемпионом Парижа. Из него мог получиться неплохой профессионал, но судьба уготовила для Бельмондо другую роль. «Из-за проблем со здоровьем уход из бокса стал необходимостью, — рассказывает Жан-Поль. – Врач поставил мне диагноз: слабые легкие, первичная инфекция. Шутки плохи с тем, что похоже на туберкулез».
К счастью, Бельмондо вскоре вылечился, но к тому времени в его бунтарском сердце уже поселился театр. Он поступил в Консерваторию драматического искусства, выходил на сцену парижского театра. Довольно быстро гордый Жан-Поль понял: вторые роли не для него. Играя малозаметных персонажей, он ощущал, будто плетется в хвосте пелотона гонки «Тур де Франс», тогда как способен быть лидером. Максималисту по натуре, Бельмондо хотелось славы, признания и он переключился на съемки в кино. Между дублями Жан-Поль не расставался со спортивной газетой «Экип», из которой узнавал последние новости из мира любимого бокса.
После выхода картины Жан-Люка Годара «На последнем дыхании» Бельмондо проснулся знаменитым. Мечта наконец исполнилась – он впереди и сбавлять обороты Жан-Поль, разумеется, не собирался. Успешные картины следовали одна за другой. Благодаря отменной физической форме актер всегда сам выполнял каскадерские трюки. Чего он только не делал! Бесстрашный Бельмондо ползал по карнизу небоскреба, висел на прикрепленном к вертолету тросе, нырял под несущийся на него катер... Он обожал риск, но на шестом десятке все же решил больше не искушать судьбу.
Был у Жан-Поля Бельмондо и свой соперник в кино. Речь, конечно же, об Алене Делоне. Этим блестящим актерам не раз приходилось делить съемочную площадку, а их конкуренция, доходящая порой до абсурда, по-настоящему развлекала окружающих. Особенно ярко она проявилась во время съемок картины «Один шанс на двоих», проходивших на Лазурном побережье. Делон арендовал дорогущий коттедж и как бы невзначай упомянул об этом в разговоре с Бельмондо. Не прошло и дня, как Жан-Поль снял сразу пять вилл в окрестностях Монако по еще большей цене и, разумеется, не упустил возможности известить об этом Алена. На этом «схватка» двух упрямых легенд кино не закончилась… Вскоре самолюбивый Делон, немного опоздав, прилетел на съемочную площадку на личном вертолете с золотыми инициалами «А. Д.». Такой наглости Жан-Поль стерпеть не мог! Он бы с удовольствием вызвал Алена на боксерский поединок, но, зная, что Делон не станет рисковать лицом, которое приносит ему миллионы, нашел другой способ, чтобы утереть нос сопернику. Он взял напрокат десять лимузинов и каждое утро эффектно, словно влиятельный политик, прибывал на съемки в их сопровождении, также, разумеется, немного запаздывая, чтобы Делон понял, кто главный.
Сегодня главный противник 86-летнего Жан-Поля Бельмондо – это возраст, но он не сдается, ведь именно бокс научил его бороться до конца.
Андрей Шилов, журнал «СПОРТ №1», май 2019 г.
За предоставленный материал благодарим Сергея Князева.
#BelmondoMemory